КИРДИНА-ЧЭНДЛЕР
СВЕТЛАНА
персональный сайт
ПОДДЕРЖКА
САЙТА
Институт
экономики РАН
Цитатa дня:
Если вам не удается убедить собеседника - смутите его.
20-11-2017,
понедельник

?-�?�� ���R��-��

Учебные курсы Курс "История социологии"

1. Этапы развития социологической мысли.

Теоретическое обоснование и широкое распространение социология получила в классический период (с середины XIX века до Второй мировой войны):

1).Ранняя классика- Школы одного фактора- поиск учеными главного фактора, определяющего социальные процессы развития  общества, направления исторического процесса. Наиболее широкое распространение получили: органицизм, механицизм, социогеография, социальный дарвинизм, антропологические теории в социологии.

Распространение психологических школ, общие методологические черты которых:

1.Эволюционизм, то есть представление об изменениях в обществе, как постепенном, закономерно обусловленном процессе.

2.Отказ от любых ненаучных объяснений явлений в социальных науках.

2).Поздняя классика- период утверждения плюралистического подхода в социологии . Продвижение социологической методологии, отказ от школ "одного фактора". Становление социологизма как главного методологического принципа в изучении социальных явлений. Огромный вклад Конта(позитивизм), Спенсера(органицизм), Вебера(понимающая социология),Парето(итальянская теория элит), Морено(социометрия), Маркса(материализм). Период характеризуется развитием кафедр и факультетов в университетах, появлением самостоятельных исследовательских институтов (Международный Институт социологии в Париже, основанный в 1893 году, создание Американского журнала социологии , создание в 1916 году общества социологов имени Ковалевского.

Социология утвердилась в качестве самостоятельной научной дисциплины на современном этапе (с окончания Второй мировой войны по конец XX века):

1.Послевоенная социология-возникновение и быстрое развитие теорий среднего уровня Мертона-создание отраслевых  социологий. Важность использования социальных аспектов в развитии и управлении любой отраслью человеческой деятельности. Характеризуется появлением и активной разработкой социальных технологий, таких, как кадровый менеджмент и различные методики социального прогнозирования.

2.Новейший период развития  социологии.

Произошла интеграция ученых различных стран в мировую социальную науку. Время методологического плюрализма. Научное общество подошло к пониманию того, что невозможно создать единую, универсальную социологическую теорию, что каждый из существующих и доказавших свою жизненность социологических подходов решает свой круг задач применительно к определённым предметам  и объектам социологического исследования. В этот период развивается отраслевое социологическое сотрудничество, получают широкое распространение межнациональные исследовательские проекты.

2. Предыстория социологии.

1.Цивилизация древнего Двуречья.(XXVIII век до н.э.)

Наиболее древний социальный документ - "Законы царя Хаммурапи". Раскрывается специфика социальных отношений, классовая структура того общества(существовало 3 класса свободных людей и класс рабов),  прослеживаются взаимоотношения между различными классами того общества.

2.Цивилизация Древнего Египта. (XVIII-IVвв. до н.э.)

Древнейшие письменные документы (папирусы, поэмы, повести писцов) дают нам детализированную и разнообразную коллекцию социальных фактов, мы узнаем о первых социетальных конфликтах.

3.Цивилизация Древней Индии. (XVIII-IVвв. до н.э.)

"Законы Ману" - появляются зачатки социальной аналитики, попытки определить причинно-следственные связи в социальных явлениях. Период накопления социальных фактов, их фиксации.

4.Древний Китай. .(VIII-VII век до н.э.)

"Пятикнижье" - впервые сформулированы диалектические принципы познания. Из "Пятикнижья" выросли шесть главных направлений древнейшей китайской философии:

1.Школа Инь - Ян - важнейшие философские понятия, развернута роль противоречия в качестве основной движущей силы взаимодействия и развития  в обществе и его духовной жизни.

Пять остальных школ китайской философии сосредоточены на социальной проблематике, их непосредственная цель - помощь государственным деятелям в управлении социальными процессами.

2.Конфуцианство (основатель - Конфуций)- основной упор на преемственности поколений, на бережном отношении к тому, что накоплено предыдущими поколениями в социальной жизни. Идея государства как строгого, но справедливого отца, заботящегося о моральном и материальном воплощении благополучия своих поданных.

3.Школа моизма(основатель- Мо Цзы)- борьба за социальное равенство, справедливость, выражение интересов среднего класса.

4.Школа имен - считали, что нововведения носят "социальные загрязнения" в жизнь общества, и, чтобы улучшить жизнь и очиститься от искажений, надо вернуться к славным истокам.

5.Школа Дао (Даосизм)- основной принцип: общество должно работать при минимальном вмешательстве управленческих структур. Все социальные процессы должны быть организованы  на принципах саморегуляции, а ключевой метод социального управления - самоуправление.

6.Школа легизма, или школа закона (основатель Фа-Цзя)- заложили основу концепции правового государства, считая, что  эффективную государственную машину и логичное управление можно организовать

с помощью систем законов и формальных правил, исключая мораль и этику из практики соц. управления.

5.Античная цивилизация.

(Древняя Греция, Древний Рим, V век до н.э.-II век н.э.)

Высшего расцвета достигла во времена золотой классики(V век до н.э.-III век до н.э.).  В это время началось формирование двух традиций в объяснении возникновения общества и сущности социальности:

1)Общество-естественное образование, человек-существо по природе и изначально социальное и альтруистическое; вне общества существовать не может. Государство-продолжение, развитие и укрепление социального по природе состояния человека.

Аристотель(484-422гг. до н.э.).

Луций Анней Сенека (ок.5г. до н.э.-65г. н.э.).

Утверждали, что человек-существо общественное, так как обладает речью. Общество-любое объединение людей, чем-то соединенных между собой. В качестве элементарного социального объединения рассматривали семью. Государство считали естественным образованием, абсолютно необходимым условием существования человека. Первые социальные реалисты.

2)Общество - искусственное образование, человек-существо по природе и изначально антисоциальное и эгоистическое; естественное состояние человека - внеобщественное и дообщественное. Общество - своего рода искусственный организм, созданный людьми для блага индивидов.

Платон(427-347гг. до н.э.)

Эпикур

Лукреций.

Считали, что общество-результат изобретения и целенаправленной деятельности людей.

6.Эпоха европейского средневековья.(IV-XIIIвв.)

Продолжена и развита идея единства человеческого рода и общества.

Августин Блаженный (ок.413-426гг.)

Фома Аквинский(1225-1274гг.)

Боссюэ(1627-1774гг.)

Понятие общества носило конфессиональный характер, оно относилось, прежде всего, к католической церкви и ее приверженцам, понималось как наднациональная и вненациональная сущность.

7.Арабская цивилизация(X-XIIвв.).

Ибн Хальдун - произведение "Мукаддима"- впервые в истории социальной мысли обобщил социетальные закономерности развития человечества. Вывел основной постулат социологического знания об обществе:          " История есть непрерывный закономерный процесс, на который воздействует совокупность социальн0ых факторов".

8.Эпоха Возрождения(XVII-XVIIIвв.).

Основные черты:

1.Универслизм личности, то есть равенство людей по отношению друг к другу.

2.Научный скептицизм, то есть необходимость создания стройной и полной картины мира, не прибегая к мистике и оккультизму.

3.Гедоним и эйдетизм, то есть признание благополучия и счастья личности как высшей формы ценности и цели существования общества.

Эти века отмечены разработкой и широким распространением теорий естественного состояния человека и общественного договора, общество начинает отождествляться с нацией и национальным государством.

Последователи теории естественного состояния:

Вольтер(1694-1778), Монтескье(1689-155), Кондорсе(1743-1794), Вико(1668-1774).

Последователи теории общественного договора:

Локк(1632-1704), Гоббс(1588-1679), Руссо(1712-1778).

Возникновение научной социологии -  выдающихся направлений в европейской социологической мысли:

-шотландская политическая экономия (Смит, Фергюсон)

-французский утопический социализм (Сен-Симон, Бабеф, энциклопедисты)

-немецкая классическая философия (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель)

3. Специфические черты социологии.

Социология появилась в качестве самостоятельной дисциплины в середине 19 века, когда существовала необходимость преодолеть ограничения и слабости в сфере познания общества и решить  социальные проблемы и задачи, которые раньше казались неразрешимыми.

Совокупность специфических черт  и основ новой социальной науки можно свести к трем основным положениям:

1. Общество – это универсальный многофакторный процесс, подчиняющийся в своем развитии определенным объективным закономерностям.

Тем самым социология рассматривает любое состояние общества как точку в ряду долгих эволюционных изменений, подчиняющихся строгой логике объективных причинно-следственных связей. Утверждение это также подчеркивает цельный, взаимозависимый характер связей между всеми элементами общества и главный принцип научности знания – объективность, независимость от носящих частный характер ценностей.

2. Предмет социологии – не то, каким общество должно быть, и не то, каково оно на самом деле.

Прежние социальные теории почти всегда предлагали некие модели совершенного общества либо описывали процессы, какими они должны быть в идеале, однако делом подлинно научного знания стало не построение идеальных схем, а строгий анализ существующей реальности, какой бы “неправильной” она ни была, отказ от утопизма и перфекционизма.

3. Социология признает лишь те обобщенные выводы, которые опираются на эмпирические данные.

Тем самым устанавливается прочная связь между теорией и практикой, логика и опыт остаются единственными инструментами научно-социального познания. Кроме того, впервые в истории социального знания появляется возможность применения не только качественного, но и количественного анализа. Тем самым в обществоведение вводятся новые качества – квантифицируемость социальных показателей.

Таким образом, становление социологии не просто расширило границы  и углубило традиционный предмет социального знания – социология знаменовала собой революционный переворот в социальном знании.

4. Взаимодействие социологии с другими общественными дисциплинами.

Зададимся вопросом: “Имеются ли достаточные основания для создания особой науки – социологии, ставящей своей задачей изучение явлений взаимодействия между людьми?”

Ответ на этот вопрос зависит от решения трех предварительных вопросов:

1) Достаточно ли важен сам класс явлений, которые изучает социология?

2) Представляет ли он явления, свойства которых не имеются в других классах явлений?

3) Не изучается ли он другими науками, появившимися раньше социологии, и потому делающими социологию как самостоятельную науку излишней?

Теоретическая важность социологии становится очевидной в том случае, если мы докажем, что свойства явлений, изучаемых ей, не имеются в других классах наук и не изучаются другими науками.

Рассмотрим их следующим образом:

а) социология и психология

Если говорить об индивидуальной психологии, то ее объект и объект социологии различны. Индивидуальная психология исследует строение и процессы индивидуальной психики и сознания. Она не может распутать клубок социальных факторов, а, следовательно, не может отождествляться с социологией. Коллективная, или, как ее еще называют, социальная психология имеет объект изучения, частично совпадающий с объектом социологии: это явление человеческого взаимодействия, единицами которого являются индивиды “неоднородные”, и “имеющие слабо организованную связь” (толпа). В таких группах взаимодействие приобретает иные формы, чем в “однородных” и “органически соединенных”, которые изучает социология. Психология сосредоточена на внутреннем мире человека, его восприятии, а социология изучает человека через призму его социальных связей и взаимоотношений

б) социология и специальные дисциплины, изучающие взаимодействие людей.

Все социальные науки изучают явления человеческих взаимоотношений, но каждая со своей специальной точки зрения.

Так, объект политической экономии – совместная хозяйственная деятельность людей в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных благ.

Наука нравов изучает коллективные способы мышления и действия людей.

Мораль – определенный вид человеческого поведения и дает рецептуру должного взаимодействия.

Эстетика изучает явления взаимодействия, складывающиеся на почве обмена эстетическими реакциями.

В) Социология и история

Связь социологии с этой наукой является наиболее тесной и взаимонеобходимой. И история, и социология имеют объектом и предметом своих исследований общество и его законы в их конкретных проявлениях. И та, и другая наука воспроизводят социальную действительность.

В общем, социальные науки изучают тот или иной вид взаимодействия людей, а социология занимает в системе общественных и гуманитарных наук особое место.

Это объясняется следующим.

Социология является наукой об обществе, его явлениях и процесах. Она включает в себя общую социологическую теорию, или теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других общественных и гуманитарных наук.

Все общественные науки, изучающие различные стороны жизнедеятельности общества и человека, всегда включают в себя социальный аспект и используют технику и методику изучения деятельности человека, а также методы социального измерения, разработанные социологией. Сложилась целая система исследований, проводимых на стыке социологии и других наук (социально-экономические, социально-политические).

Социология занимает общее, а не частное место среди общественных наук, она дает научно обоснованную теорию общества и его структур, обеспечивает понимание законов и закономерностей взаимодействия его различных структур.

5. Социальные корни возникновения социологической    науки.

Выделение социологии в качестве научной дисциплины было напрямую связано с необходимостью преодолеть ограничения и слабости в сфере познания общества. Социология утвердилась в качестве самостоятельной науки в середине 19 века потому, что сформулировала принципиально новый методологический подход, позволяющий на более высоком уровне решить задачи, которые раньше казались неразрешимыми, и новые критерии, характеризующие возросшее качество социального знания, а тем самым и реализовала эти знания в практике конкретных социологических исследований.

 

6. О.Конт как создатель социологии.

Основателем социологии как самостоятельной и целостной науки об обществе стал французский ученый и философ-позитивист Огюст Конт (1798-1857). Конт ввел в научный оборот понятие "социология", обозначающее учение об обществе,которое он нередко называл социальной философией.   Впервые Конт употребил слово "социология" в 1839 году, в

47-й лекции "Курса позитивной философии". Главное условие создания самостоятельной социальной науки, по Конту,- это выделение специфической реальности, не изучаемой никакими другими науками.

Он выступал против того, чтобы считать общество простой совокупностью индивидов, которые рассматривались многими мыслителями как своего рода "социальные атомы", существующие чуть ли не автономно по отношению друг к другу.

Конт пользовался понятиями социальная статика для истолкования структуры общества и социальная динамика, с помощью которого он раскрыл механизм функционирования и развития общества. В итоге он разработал целую систему понятий, вошедших в созданную им социологию, посредством которых он выразил и обосновал свои взгляды на общество и исторический процесс.

Важнейшими работами Конта считаются "Курс позитивной философии" и "Система позитивной политики или социологический трактат об основах религии человечества".

В "Курсе позитивной философии" он формулирует и подтверждает два основных закона: закон трех стадий и закон классификации наук.

Согласно закону трех стадий, человеческий дух в своем развитии прошел три фазы: теологическую (господство идей, не имеющих доказательств), метафизическую (познание сущности, принимаемой за реальность) и научную (позитивизм, познание с помощью разума и наблюдения).

Следующая концепция - это классификация наук, в которой науки располагаются от более общих к более частным и более сложным наукам:

Математика

Астрономия

Физика

Химия

Биология

Социология

Социология у Конта - самая молодая и самая сложная наука и поэтому должна опираться на другие развившиеся науки. От себя социология приносит "исторический метод", с помощью которого выводят закономерности развития.

Социологию Конт делил на две части: социальную статику(законы функционирования социальной системы, идея порядка и гармонии) и социальную динамику(анализ законов социального развития, идея прогресса).

Прогресс, по Конту, это развитие по восходящей линии, которое подразумевает ряд изменений: материальное(улучшение условий жизни), физическое(совершенствование человеческой природы), интеллектуальное(переход от одной стадии социального развития к другой) и моральное(развитие нравственности).

Конт стал основателем первого направления в социологии - позитивизма, у которого в 19 веке было много сторонников.

Творчество Конта вошло в классику мировой социологии. Его не без основания называют создателем социологии как самостоятельной науки.

7. Спенсер как создатель социологии.

Английский мыслитель Герберт Спенсер (1820-1903) - последователь позитивистских идей О. Конта, является основателем органической школы в социологии. Его социологический труд -"Социальная статика". В 1860-1870гг. Г.Спенсер пытался объединить все теоретические науки того времени. Основой его взглядов являлась аналогия между биологическим и социальным организмами. Общие черты социологии Спенсера:

1) широкое использование историко-сравнительного метода в обосновании социологических взглядов

2) Трактовка общества как организма, под которую он пытался подвести логические обоснования.

Спенсер понимал под обществом совокупность индивидов, а если общество создается составляющими его индивидами и если его природа определяется природой самих людей, то, по мнению Спенсера, каков характер индивидов, таков и характер общества.

Большое внимание Спенсер уделил уточнению и разработке понятийного аппарата социологии. Можно сказать, он заложил фундамент понятийной системы социологии, а также структурно-функционального метода.

Труд Спенсера "Основания социологии"(1877) был одним из первых в плане построения целостной социологической системы, поэтому он считается одним из основателей счоциологии наряду с О. Контом а также родоначальником органической теории общества.

8. Позитивизм как методологическая основа возникновения социологии.

Основателем позитивизма как направления в социологии стал Огюст Конт.

Основными принципами позитивизма являются:

1) натурализм, т.е. социальные явления подчиняются законам, являющимся общими для всей действительности. Социальные и природные явления не имеют качественных различий

2) методы социального исследования должны быть такими же, как им методы естествознания, т.е. точными и объективными.

3) Истинность понятий и утверждений должна устанавливаться на основе эмпирических проверок.

4) социолог должен воздерживаться от ценностных суждений.

Позитивная социология  целиком базируется на данных науки, а не на воображении и догадках.

Конт отрицательно относился ко всему разрушительному, провопоставляя духу отрицания созидательный, позитивный дух. Категория позитивного становится наиболее главной и общей в его мировоззрении.

Конт указывает 5 значений позитивного:

1. реальное в противовес химерическому

2. полезное в противовес негодному

3. достоверное в противовес сомнительному

4. точное в противовес смутному

5. организующее в противовес разрушительному

Место позитивного мышления можно понять в связи с законом трех стадий.

После прохождения обществом теологической стадии (общество стремится познать причины явлений, стремится к "абсолютному знанию" посредством сверъестественных факторов) и метафизической ( познание внутренней природы явлений посредством сущностей или абстракций), общество проходит позитивную(реальную,научную) стадию. Основной признак этой стадии в том, что здесь действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению.

Позитивное мышление далеко от эмпиризма и от мистицизма. Согласно закону трех стадий, все науки и общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной стадии. Именно на третьей стадии формируется истинная, т.е. позитивная наука, цель которой - познание не фактов, а законов. Существование неизменных естественных законов - условие существования науки;их познание с помощью рационального предвидения - ее предназначение.

В позитивизме сложилось два направления: органическое (отождествляет общество с живым организмом и объясняет закономерности развития с помощью биологических законов) и механическое (объясняет закономерности развития через механические законы).

Именно с идей позитивизма, получивших широкое распространеие в 19 веке, началось развитие социологии как самостоятельной науки.

9. Вклад К. Маркса в становление социологии.

Маркс, один из наиболее выдающихся мыслителей 20 века, стал основоположником теории марксизма. Одной из его заслуг по праву считается научный анализ  современного ему капиталистического общества.

На идеи Маркса оказали влияние диалектика Г.Гегеля, а также социологические воззрения мыслителей предшествующего периода (А.Смит,

К.Сен-Симон)

Марксистская социология основана на материалистическом понимании истории, выработанном на основе реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей. Обосновывая материалистическое понимание истории, Маркс подчеркивал основной принцип: развитие исторического процесса обусловлено способом производства материальных благ, и, прежде всего, производительными силами, с изменением которых меняется способ производства, вслед за которым меняются все экономические отношения

Основной принцип марксистской социологии - "сведение индивидуального к социальному".

Главный тезис социальной философии –  “ Общественное  бытие  определяет общественное сознание”.

1. Общество как целостный социальный организм

Согласно Марксу общество - совокупность общественных отношений и отношений всех социальных субъектов, целостный социальный организм.

Общество определяет содержание и направление деятельности человека через:

- систему общественных отношений

- условия материального производства

- общественные институты

Общественные отношения подразделяются на:

1. материальные: - экономические

- производственно-технологические

- материальные отношения к природе

Материальные отношения не зависят от воли людей.

2. идеологические:  - политические

- правовые

- нравственные

- религиозные

- эстетические

Идеологические отношения складываются сознательно.

Маркс выделяет следующие сферы общественной жизни:

- экономическая

- социальная

- политическая

- духовная

3. Марксистская теория общественно - экономических формаций

Понятие формации отражает сущностные признаки социально однородных обществ, это конкретно-исторический тип общества с присущими ему:

- способом производства

- социальной структурой

- экономическим базисом

- политической надстройкой

- духовной жизнью

Материальная предпосылка процесса смены общественно-политических формаций - углубляющееся и обостряющееся несоответствие устаревших экономических отношений и прогрессивно развивающихся сил общества.

10. К.Маркс о социально-экономическом развитии.

Динамика социального развития, по Марксу, обусловлена постоянно возникающим противоречием, конфликтом между развивающимися производительными силами, с одной стороны, и производственными отношениями - с другой. В свою очередь производственные отношения (базис) постоянно оказываются в конфликте с надстройкой и различными формами осознания этого базиса в обществе. В целом, развитие производительных сил, по Марксу, является непреложным законом; они не могут не развиваться. Конфликтная парадигма - фиксация внимания на классовом конфликте. Когда неустойчивое равновесие между двумя сторонами способа производства нарушается, и производственные отношения из средства развития производительных сил превращаются в препятствие для него, они подвергаются революционному преобразованию и смене. Одновременно этот процесс выражается в различных конфликтах среди остальных компонентов социальной системы: в обострении классовой, политической, идейной борьбы и т.д. В результате происходит смена общественных формаций глобального масштаба, т.е. социальная революция.

Маркс - исторический эволюционист, т.к. считает, что все общества развиваются по одним и тем же законам и проходят в своем развитии одни и те же стадии (сменяющие друг друга общественно-экономические формации).

Верит в прогресс, т.е. считает, что социальная эволюция - это развитие от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному (по Марксу - это развитие производительных сил).

Маркс считает "нормальным" социальным развитием постоянный разрыв с прошлым, а конфликты и противоречия - его источником. Движущая сила развития – противоречия, борьба между противоположными силами и тенденциями.

Марксова концепция развития неотделима от концепции классов. Считал, что в каждой из формаций существуют свои специфические пары классов, борьба между которыми - это в конечном свете выражение борьбы между развивающимися производительными силами и отстающими от них производственными отношениями.

Пролетариат и буржуазия, по Марксу - последние антагонистические классы. Будущая коммунистическая формация, к которой перейдет общество с помощью революции - бесклассовое общество

11. Психологические направления в социологии на рубеже XIX-XX веков.

Главное внимание было направлено на изучение психологического механизма и социальных форм проявления поведения индивида или группы.

Е.В.Де Роберти (1843-1915). Основные социологические работы: “Социология”, “Прошедшее философии”, “Новая постановка основных вопросов социологи”.

Положение  о социальной эволюции как об основном факторе социологии.

Все социальные явления и процессы можно поставить в эволюционный ряд, состоящий из семи категорий: психологическое взаимодействие – общественные группы – личность – наука – философия – искусство – практическая деятельность.

Н.И.Кареев(1850- 1931). Основные социологические работы: “Историко-философские и социологические этюды”, “Введение в изучение социологии”, “Сущность исторического процесса и  роль личности в истории”, “Историка. Теория исторического знания”, “Общие основы социологи”.

Общество – сложная система  психологических и практических взаимодействий личностей, “надорганическая среда”. Она делится на культурные группы и социальную организацию. Культурные группы – предмет изучения психологии, социальные организации – предмет изучения социологии.

Концепция индивидуального психологизма.

Л.И.Петражицкий (1867 – 1931)

Социология – наука, призванная изучать человеческое участие в процессах социальной жизни. Основной метод изучения и познания предметов: наблюдение.

Центральным научным термином социологии считал социальное поведение и мотивы (эмоции), а не общество и ценности, как принято.

Историю человечества рассматривал как постоянный рост разумности норм и учреждений, увеличение гуманности средств реализации норм и ускорения социального действия.

12.Дюркгейм и французская социологическая школа.

Эмиль Дюркгейм (15 апреля 1858 - 15 ноября 1917)-один из наиболее значимых представителей социологического позитивизма конца XIX -начала XX вв. ( основные работы - монографии "О разделении общественного труда", "Правила социологического метода", "Самоубийство", "Элементарные формы религиозной жизни").

. Дюркгейм много сделал для институцианализации социологии как академической научной дисциплины, внес важный вклад в становление и утверждение профессиональной социологической этики. Он создал один из первых социологических журналов "Социологический ежедневник", вокруг которого и объединилась французская социологическая школа. Школу отличает большая свобода взглядов.

В целом школе была присуща значительная степень единства метафизических подходов, близость идеям либерализма. Основное социальное кредо школы можно охарактеризовать как солидаризм. Школа внесла во французскую науку не присущий ей феномен коллективного творчества и авторства.

Объединяющими моментами были приверженность к требованиям объективности в социальном познании и акцент на изучении социальных институтов.

Школа Дюркгейма заложила новую традицию во французском обществоведении и благодаря высокой степени собственной интеграции ей удалось институцианализировать социологию как академическую дисциплину.

Двумя известными представителями Дюркгеймовской школы были Марсель Мосс (основная работа - "Опыт о даре Форма и основа обмена в архаических обществах"), который стал возглавлять школу и продолжать направление Дюркгейма после его смерти и Морис Хальбвакс (основные работы - "Рабочий класс и уровень жизни", "Эволюция потребления социальных и трудящихся классов"), который продолжил начатое Дюркгеймом изучение проблем, связанных с самоубийствами. Помимо этих социологов французскую социологическую школу представляли Анри Юбер, Робер Герц, Поль Фоконне, Гастон Ришар, Морис Линхард, Селестен Бугле.

13."Социологизм" Э.Дюркгейма в подходе к социальным явлениям.

Для понимания "социологизма" необходимо выделить и различить в нем два аспекта: онтологический и методологический.

1) Онтологическая сторона "социологизма", то есть концепция социальной реальности, выражена в следующих базовых положениях:

1. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок; она столь же устойчива, основательна и "реальна", как и другие виды реальности, а потому подчинена действию определенных законов.

2. Общество - это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам.

Подчеркивает автономию социальной реальности по отношению к индивидуальной, то есть биопсихической реальности, воплощенной в индивидах. "Общество - не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность sui generis, наделенную своими особыми свойствами". Идея дихотомии индивида и общества красной нитью проходит через все научное творчество французского социолога. Общая концепция человека:  человек - это двойственная реальность, homo duplex, в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная.

3. Онтологическая сторона "социологизма" не сводится к признанию основательности и автономии социальной реальности. Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной и ее исключительное значение в детерминации человеческого сознания и поведения: значение же индивидуальной реальности признается вторичным.

Таким образом, характерная онтологическая черта "социологизма" - это социальный реализм. Дюркгейм признает, что генетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов, но, возникнув, начинает жить по своим законам.

2) Методологическая сторона "социологизма" тесно связана с онтологической и симметрична ей.

1.  Познавательной целью социологии провозглашается исследование   устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей. Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук. Исследованию должны подвергаться в первую очередь не понятия о социальной реальности, а она сама непосредственно. Основной пронцип его методологии: "Социальные факты надо рассматривать как вещи".

Социальный факт - это "любой вид действия, зафиксированный или нет, способный оказывать внешнее сдерживание индивида и имеющий собственное существование, независимое от индивидуальных проявлений".

Факт есть высшее проявление закономерности, закон - общий внутренний базис факта.

Основной принцип методологии Дюркгейма: "Социальные факты надо рассматривать как вещи". "Рассматривать факты определенного порядка как вещи - значит не зачислять их в ту или иную категорию реальности;  занимать по отношению к ним определенную мыслительную позицию и приступать к их изучению, исходя из принципа, что мы ничего не знаем о том, что они собой представляют". "Социальные факты должны объясняться другими социальными фактами".

Социальные факты - проявления группового или массового сознания. Их основные признаки:

- объективное существование по отношению к отдельным индивидам;

- принудительное воздействие на индивидов.

2.Из признания специфики социальной реальности вытекает самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к одой из других наук, специфика ее методологии и понятийного аппарата.

3.Социология выступает не только  как специфическая наука о социальных фактах. Считал, что задача науки не сводится к описанию и упорядочиванию социальных фактов, но она призвана вскрыть глубинные связи и закономерности. Наличие социальных закономерностей - признак научного характера социологии, ее родства с другими науками. Полагал, что социология должна изучать социальную действительность, имеющую специфические качества, присущие только ей. Элементы этой действительности - социальные факты, агрегатом которых и является общество. Эти факты и составляют предмет социологии. Также определяет социологию как "науку об институтах, их генезисе и функционировании".

По Дюркгейму, социология занимает центральное место в общественных науках. Ее задача - не только исследовать социальные факты, но и вооружить другие общественные науки методом и теорией, на которых могут быть основаны  исследования в различных областях социальной жизни. Различные социальные науки - это секции или отрасли социологии, изучающие коллективные идеи в конкретной (правовой, экономической, моральной, религиозной) сфере. Представители различных дисциплин должны быть объединены общей точкой зрения на характер социальных фактов, общим критерием для их оценки и общим методом исследования. Только тогда социология перестанет быть абстрактной, метафизической наукой.

Представление Дюркгейма об основных разделах и отраслях социологии в определенной мере отражает его взгляд на значение тех или иных сфер социальной жизни. В целом делил социологию на три основные отрасли:

1. Социальная морфология аналогична анатомии; она исследует структуру и материальную форму общества. В ее сферу входит изучение географической основы жизни народов в связи с социальной организацией, народонаселения, его объема, плотности, распределения по территории.

2. Социальная физиология исследует "жизненные проявления социологии" и охватывает ряд частных социальных наук:

- социологию религии

- социологию морали

- юридическую социологию

- экономическую социологию

- лингвистическую социологию

- эстетическую социологию

3. Общая социология осуществляет теоретический анализ и устанавливает наиболее общие законы.

Отношения между социологией и философией должны быть следующими. Необходимо отделить социологию от философии. Одновременно должен идти поиск новых форм связей между ними.

Социологизм Дюркгейма в методологическом плане характеризуется следующими чертами: принципом объективного научного подхода к социальным явлениям и  требованием объяснить социальное другими социальными явлениями.

14.Механическая и органическая солидарность.

Центральная проблема для Дюркгейма - проблема социальной солидарности. Солидарность для него - синоним общественного состояния. Согласно Дюркгейму существует 2 вида солидарности: механическая и органическая.

Механическая солидарность.

Присуща неразвитым, архаическим обществам. Здесь солидарность определяется похожестью составляющих общество индивидов, аналогичностью  социальных функций, выполняемых этими индивидами. Механическая солидарность возможна посредством поглощения индивидуальности коллективом. Механической солидарности соответствует репрессивный закон, функция которого - наказать индивида, нарушающего закон или обычай.

Органическая солидарность.

Присуща развитым обществам, где каждый индивид выполняет специфическую функцию в соответствии с разделением труда. Поскольку разделение труда ослабляет коллективное сознание, то становится главным источником органической солидарности. Каждый индивид здесь - личность.

Органической солидарности соответствует реститутивный закон, функция которого - произвести обзор прошлого, чтобы привести его к нормальной форме.

Дюркгейм считал, что социальная солидарность обеспечивается разделением труда. В своей работе "О разделении общественного труда" он  доказывал, что разделение труда - это тот фактор, который создает и воссоздает единство обществ, в которых традиционные верования утратили былую силу. Для обоснования этого положения Дюркгейм развивает следующую теорию.

Если в архаических ("сегментарных") обществах социальная солидарность основана на полном растворении индивидуальных сознаний в "коллективном сознании" ("механическая солидарность"), то в развитых ("организованных") социальных системах она основана на автономии индивидов, разделении функций, функциональной зависимости и взаимообмене ("органическая солидарность"), причем "коллективное сознание" здесь не исчезает, но становится более общим, действует в более ограниченной сфере. Разделение труда - это фактор, который обуславливает переход от первого типа обществ ко второму.  Следствием разделения труда Дюркгейм считал рост народонаселения, обуславливающий интенсивность социальной жизни. Рост противоречий между трудом и капиталом он выводил из слишком высоких темпов социального развития. Он различал такие "патологические формы" капитализма, как аномия, социальное неравенство, неадекватная организация разделения труда.

15. Социальная аномия.

Аномия - негативное отношение индивидов к нормам и ценностям существующей системы и проявляется она в:

- состоянии общества, при котором у его членов утрачена значимость социальных норм и ценностей, что приводит к увеличению отклоняющегося поведения, вплоть до самоубийства.

- отсутствии у людей эталонов сравнения, социальной оценки своего поведения, что приводит их к "люмпенизированному" состоянию и потере групповой солидарности.

- Несоответствии, разрыве между социальными целями и одобренными средствами их достижения, что, при недостижимости всех этих целей законными средствами, толкает людей на незаконные пути их достижения.

Видел причину аномии в недостаточном развитии правил, регулирующих отношения между различными социальными функциями, не согласованными друг с другом. Это явление наиболее ярко проявляется во время переходных и кризисных периодов в развитии общества, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились.

16. Социологический анализ самоубийства.

Специальная статья Дюркгейма посвящена самоубийству. Он отвергал объяснение самоубийства индивидуальными, психологическими мотивами и провозглашал, что только социальные факты являются его причиной. Самоубийство - очевидный пример нарушения социальных связей. Изучение социальной среды как главной причины, влияющей на изменение уровня самоубийств, характеризует социологизм его подхода. Уровень самоубийств в обществе - это функция нескольких социальных переменных - взаимоотношений в религиозных, семейных, политических, национальных и других группах.

Дюркгейм применял технику доказательств методом исключения - он систематически проверял и отбрасывал такие несоциальные факторы, как "психологическая предрасположенность" индивидов, черты физического окружения и процесс подражания. После этого он проверил влияние социальных причин и как именно они воздействуют, а также отношение между социальными и несоциальными факторами. Несоциальные факторы воздействуют на уровень самоубийств лишь опосредованно.

Дюркгейм выделил четыре типа самоубийства:

1. Эгоистическое происходит в результате отчуждения индивида от общества, перестающего оказывать на него регулирующее воздействие. Для эгоистического самоубийцы характерно вызывающее чувство одиночества, отсутствие коллективной поддержки. Причиной самоубийства может быть крайний индивидуализм, но почвой, его порождающей, является больное общество, "социальная болезнь".

2. Альтруистическое встречается, когда личные интересы индивида полностью подчинены общественным, когда интеграция группы так высока, что человек перестает ощущать себя независимой личностью.

3. Аномическое встречается в эпохи больших социальных потрясений и экономических кризисов, когда индивид теряет способность   адаптироваться к социальным изменениям, теряет связи с обществом.

4. Фаталистическое самоубийство есть результат возрастающего контроля над индивидом со стороны группы, где есть избыток жесткой регуляции, становящейся невыносимой для индивида.

Таким образом, самоубийство - это намеренный, сознательный акт индивида, зависящий от социальной дисциплины; эталон нормального социального поведения - это нормальный социальный субъект, уважающий правила и подчиняющийся коллективному авторитету.

17. Социология религии Э.Дюркгейма.

Концепция религии венчает развитие Дюркгеймовской идеи коллективного сознания как "высшей формы психической жизни" или "сознания общества". Идея сверхъестественного и идея бога не являются обязательными атрибутами религии. Все религии без исключения делят все объекты на два класса, один из которых освящен религией (святое и светское). Святое - одновременно источник сдерживания (табу) и источник уважения (авторитет).

"Религия - это объединенная система верований и практики по отношению к святым вещам, то есть вещам отдаленным и запретным - верований и практики, объединяющих в единое моральное сообщество, называемое церковью, всех тех, кто к ним принадлежит".

Церковь - это организация, регулирующая религиозную жизнь группы.

Главный признак религии - совершение ритуалов, направленных на святые объекты, поддерживающих коллективное сознание, поднимающих дух индивидов и дающих им уверенность, необходимую для жизни.

Социальный характер религии Дюркгейм видел в трех проявлениях:

- как общественно обусловленного явления;

- как воплощения понятий социальной действительности в коллективном сознании;

- как явления со своими функциональными социальными последствиями (то есть удовлетворяющее определенные потребности).

Истинный источник религиозности - необходимость сплочения группы.

Главное в религии - не догматическая часть, но религиозная деятельность в виде коллективного исполнения ритуалов, в ней воплощается позитивная социальная функция религии.

Главные социальные функции религии:

- дисциплинарная, или функция принуждения и контроля;

- цементирующая (функция усиления общественного единства);

- репродуктивная, с помощью которой социальное наследие переходит к новым исполнителям;

- эйфорическая, состоящая в создании радостных чувств социального благополучия.

Дюркгейм провозгласил религию вечной, так как всегда будет существовать потребность облечь отношения человека и общества в идеологическую форму.

18. Дюркгеймова социологическая школа.

Эмиль Дюркгейм (15 апреля 1858 - 15 ноября 1917)-один из наиболее значимых представителей социологического позитивизма конца XIX -начала XX вв.( основные работы - монографии "О разделении общественного труда", "Правила социологического метода", "Самоубийство", "Элементарные формы религиозной жизни").

. Дюркгейм много сделал для институцианализации социологии как академической научной дисциплины, внес важный вклад в становление и утверждение профессиональной социологической этики. Он создал один из первых социологических журналов "Социологический ежедневник", вокруг которого и объединилась французская социологическая школа. Школу отличает большая свобода взглядов.

В целом школе была присуща значительная степень единства метафизических подходов, близость идеям либерализма. Основное социальное кредо школы можно охарактеризовать как солидаризм. Школа внесла во французскую науку не присущий ей феномен коллективного творчества и авторства.

Объединяющими моментами были приверженность к требованиям объективности в социальном познании и акцент на изучении социальных институтов.

Школа Дюркгейма заложила новую традицию во французском обществоведении и благодаря высокой степени собственной интеграции ей удалось институцианализировать социологию как академическую дисциплину.

Двумя известными представителями Дюркгеймовской школы были Марсель Мосс ( основная работа - "Опыт о даре Форма и основа обмена в архаических обществах") , который стал возглавлять школу и продолжать направление Дюркгейма после его смерти и Морис Хальбвакс (основные работы - "Рабочий класс и уровень жизни", "Эволюция потребления социальных и трудящихся классов"), который продолжил начатое Дюркгеймом изучение проблем, связанных с самоубийствами. Помимо этих социологов французскую социологическую школу представляли Анри Юбер, Робер Герц, Поль Фоконне, Гастон Ришар, Морис Линхард, Селестен Бугле.

19. Формальная социология в Германии (социология Зиммеля).

Первой по настоящему профессиональной научной школой социологии в Германии стала “формальная социология”. По своей содержательной и организационной роли значение этой школы для развития социологической науки можно сравнивать с Дюркгеймовской школой во Франции.

Свое название школа получила потому, что, борясь с эволюциционалистским натурализмом, истоки которого были заложены Контом и Спенсером, “ формалисты” стремились поместить все социальные явления и отношения в рамки конечного набора  элементов социологических понятий. Форма в анализе стала важнейшим элементом научного анализа общественных явлений и тенденций. К школе принадлежали видные не только в Германии ученые, ведущими из которых являются Зиммель, Теннис, Л. фон Визе, Фиркандт.

Зиммель является одним из основоположников формальной социологии, название которой подразумевает, что она строится на аналитическом основании. Рассмотрим его социологию форм :

Формальная, или чистая социология, по Зиммелю, исследует формы взаимодействия между индивидами, образующими общество, отделяя их “от содержания, в котором живут эти формы”. Зиммель утверждал, что определенные социальные формы  обладают априорным, или “необходимым” характером, отличаясь своим эмпирическим выпажением в определенных социальных ситуациях. Сумма этих форм связи образует собственно общество, и само “обобществление” есть форма, в которую облекается содержание взамодействия индивидов.

Ключевое понятие Зиммелевской социологии – социальная группа (социация),  размер которой прямо пропорционален свободе ее членов (чем меньше группа, тем более сплоченно она функционирует). Таким образом, задачу социологии Зиммель видел в том, чтобы абстрагировать свои социальные формы – понятия, как геометрия абстрагирует пространственные формы от физических объектов, а грамматика отделяет свои формы от языка и конкретных слов.

Существует три основные группы форм: социальные процессы ( подчинение, господство, соперничество, примирение), социальные типы, социальные модели поведения .

Создавая концепцию формальной социологии, Зиммель выделял в рамках социологического знания философскую социологию и историческую социологию.

20. Социологические взгляды Ф. Тенниса

(“община” и “общество”).

Главная работа Тенниса “Община и общество” (Gemeinschaft und Gesellschaft, 1887) посвящена связи социальных отношений с типами воли. Главным компонентом общественных отношений Теннис считает волю. Есть два типа воли и, соответственно, два типа общественных отношений:

Wesenwille – это естественная инстинктивная воля как бы толкает человека к действиям изнутри, например, материнская любовь.

Kurwille – это рассудочная воля, предполагающая возможность выбора и сознательно поставленную цель действий, например, торговля, как вид деятельности.

На базе естественной воли возникает Gemeinschaft - община, на базе рассудочной Gesellschaft- общество. Впоследствии в социологии на основе этого критерия неформальные (неофициальные) и формальные (официальные) социальные группы. В общности – неформальной группе – господствуют инстинкты, чувства, органические отношения. С развитием человечества этот тип отношений уступает место обществу – официальной группе. В обществе преобладают расчетливый ум, абстракции, механические отношения.

В историческом плане за контрастом общины и общества кроется трансформация, переход феодально-патриархальных отношенй к капиталистическим отношениям.

21. Философия денег Зиммеля.

Основными понятиями социально-исторической концепции Зиммеля  являются интеллект и денежная экономика.

Появление денег как универсального средства обмена связано с подъемом и развитием интеллекта и появлением денежной экономики. Деньги, как и интеллект, развиваются параллельно с ростом свободы и возрастанием индивидуализации членов социальных групп посредством разделения труда,  означая собой начало общества в историческом периоде его развития. По Зиммелю, история общества – это история возрастающей интеллектуализации (рационализации) и общественной жизни и углубления влияния принципов денежной экономики. Он отождествлял историю общества с историей формирования современного капитализма и сопровождающими его характерными чертами: интеллектом и деньгами.

Деньги отбрасывают все типы естественности, характерные для прошлого, и царит всеобщее отчуждение: деньги лишают произведенные вещи целевого характера и отделяют индивида пространственно и духовно от вещей, им принадлежащих.

Зиммель изучал социальную функцию денег и логического сознания во всевозможных проявлениях: в современной демократии, в идеологии либерализма, в развитии технологии, в ритме и темпе современной жизни.

Его книга “Философия денег” (1900) стала началом многочисленных серий, посвященных духу капитализма.

22. Школа понимающей социологии.

С точки зрения немецкого мыслителя Макса Вебера, наиболее важным в социологии является логическое понимание социальных процессов и их научное осмысление.

По М. Веберу, социология должна быть "понимающей", должна дать "понимание", интерпретацию субъективных мотивов индивидуального действия, понять и объяснить:

- посредством каких осмысленных действий люди осуществляют свои стремления

- какие понятные последствия имели их стремления для "осмысленно соотнесенного поведения других людей".

Задача социолога - разобраться в субъективных мотивах деятельности, понять содержание духовного мира субъекта социального действия.

Предметами социального действия должны быть только те социальные действия, которые:

- осмысленны человеком с точки зрения целей и средств их достижения

- ориентированы на других субъектов

Понимание социальных действий и внутреннего мира их субъектов  может быть:

- осмысленным

- чисто эмоциональным

В наше время философско-социологические взгляды М. Вебера на понимающую социологию переживают настоящее возрождение.

23. Теория социального действия М.Вебера.

Эта теория ставит вопросы соотношения эмпирического и теоретического уровней познания.

Важнейшая ее составляющая – концепция идеальных типов.

Идеальный тип – “интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции”, идеальная модель для того, что отвечает интересам человека в современной ему эпохе.

Социальное действие у Вебера является таковым при наличии следующих условий:

- если это сознательное действие, обладающие рациональной осмысленностью

- если оно ориентировано на поведение других людей

При анализе социального действия важно понятие “экспектация” (ожидание). Нет ожидания и осознанности ожидания – нет и действия.

К социальному действию не относятся:

- действия индивида если они не есть результата его созидательного волеизъявления, но осуществляется под влиянием импульсов, не осмысленных в терминах рациональной цели

- единообразное поведение многих людей, если оно не является результатом сознательной ориентации друг на друга, не основано на взаимных ожиданиях

Субъект социального действия должен целиком и полностью отвечать за свои поступки.

Характерные идеальные типы социального действия, выделенные Вебером:

1. целерациональное действие – человек ясно представляет цель и средства ее достижения и ответную реакцию других людей на свои действия. Критерий рациональности – успех

2. ценностно-рациональное действие – совершается через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную ценность данного поведения

3. аффективное действие – через бессознательные психологические импульсы, чувства

4. традиционное действие – осуществляется через привычку.

24. Типы господства и подчинения по М.Веберу.

1) традиционный тип господства-подчинения

Этот тип обусловлен нравами, привычкой к определенному поведению. Традиционное господство основано на вере не только в законность, но даже в священность издревле существующих порядков и властей.

Чистейшим типом такого господства является, по Веберу, патриархальное государство. Тип традиционного господства по своей структуре сходен со структурой семьи. Именно это обстоятельство делает особенно прочным этот тип легитимности.

Штаб правления здесь состоит из родственников, личных друзей и вассалов, а основанием назначения на должность служит именно личная верность.

2) харизматический тип господства-подчинения

Харизма, в соответствии с этимологическим значением этого слова, есть некая экстраординарная способность,  качество, выделяющее человека среди других, и качество это не столько приобретенное, сколько дарованное Богом, судьбой. К харизматическим качествам Вебер относит магические способности, пророческий дар, выдающуюся силу духа и слова

Харизматический тип представляет собой полную противоположность традиционному. Вебер рассматривает харизму как великую революционную силу.

Источником личной преданности харизматическому государю является не признание его формального права, а вера и преданность его харизме. Поэтому вождь должен заботиться о сохранении своей харизмы и постоянно доказывать ее присутствие.

Штаб управления при таком типе господства формируется на основе личной преданности царю.

При всей противоположности традиционного и харизматического типов правления между ними есть и нечто общее: тот и другой опираются на личные отношения между господином и подчиненным и противостоят формально-рациональному господству как безличному.

От остальных двух типов господства харизматический тип отличается тем, что здесь нет установленных (рационально или по традиции) правил, и все решения выносятся иррационально.

Этот тип легитимности авторитарен , авторитет харизматического лидера базируется на силе – не грубой, физической, а на силе внутреннего дара.

3) Рациональный тип господства-подчинения

Этот тип господства Вебер называет легальным. В государствах с таким типом господства подчиняются не личности, а законам, которым подчиняются управляющие и управляемые.

Штаб управления состоит из чиновников, которые действуют невзирая на лица по рациональным правилам.

Правовое начало – принцип, лежащий в основе легального государства. Этот принцип оказался, согласно Веберу, одной из предпосылок развития современного капитализма как системы формальной рациональности. Самым чистым видом легального господства Вебер считал бюрократию.

Этот тип господства осуществляется посредством знания, и в этом заключается его рациональный характер.

25. Теория бюрократии М.Вебера.

Вебер считал бюрократию самым чистым видом легального господства.

Но ни одно государство не может быть целиком бюрократическим, на вершине стоит либо монарх, либо президент, либо избранные лидеры.

Значительной заслугой Вебера является формулирование критериев оптимального функционирования бюрократии. Перечислим эти десять заповедей современной бюрократии:

1. Должностные лица лично свободны  и являются субъектом власти благодаря обезличенным служебным обязанностям

2. Они организованы и иерархию офисов

3. Каждый офис имеет сферу компетенции в правовом смысле

4. В каждом офисе существует свободный отбор

5. Кандидаты назначаются (на основе технических качеств), а не избираются

6. Чиновники вознаграждаются фиксированной зарплатой

7. Офис рассматривается как главное занятие должностного лица

8. Офис предполагает карьеру. Существует система продвижения

9. Чиновник работает отделенным от собственности и без пожизненного присвоения позиции

10. Он подчинен строгой дисциплине и контролю за поведением.

26. Социология религии М.Вебера.

Вебер считается одним из родоначальников социологии религии. Многие считают его работу “Протестантская этика и дух капитализма” (1904) главным социологическим трудом Вебера. Начав с изучения проблемы, какую роль сыграло изменение религиозной этики в связи с переходом к протестантизму в формировании современного капитализма с его культом рациональности, Вебер впоследствии переходит к изучению к социальным условиям возникновения таких крупных религий, как буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм. Вебер эмпирически прослеживает, где и при каких условиях, среди каких социальных слоев преобладает в религии ритуалистически-культовое начало, где – аскетически-деятельное, где – мистико-созерцательное, где – интеллектуально-догматическое.

В мировой и до сих пор горячо дискутируется один из главных выводов социологии религии Вебера о том, что капитализм обязан своим происхождением протестантскому религиозно-этическому комплексу.

27. Теория элит Парето.

Согласно Парето, индивиды неравны между собой в физическом, интеллектуальном, нравственном отношениях, поэтому социальное неравенство представляется ему совершенно естественным, очевидным и реальным фактом. Люди, которые обладают наиболее высокими показателями в той или иной области деятельности, составляют ЭЛИТУ (правящий класс, господствующий класс, высший слой, аристократию). В каждой сфере деятельности существует своя элита.

Парето различает 2 вида элиты: правящую, т.е. принимающую участие в осуществлении политической власти и неправящую. Социальная стратификация изображается в его теории в виде пирамиды, состоящей из двух слоев: ее вершину составляет немногочисленная элита ("высший слой"), а остальную часть - основная масса населения ("низший слой"). Элиты существуют во всех обществах, независимо от формы правления.

С одной стороны, он характеризует представителей элиты как наиболее способных и квалифицированных в определенном виде деятельности, как результат естественного отбора. В этом случае  Парето имеет в виду общество с открытой классовой структурой и совершенной системой социальной мобильности. В целом, у Парето доминирует такое представление о формировании элиты, но встречаются утверждения, что люди могут носить "ярлык" элиты, не обладая соответствующими качествами.

Характерные черты представителей правящей элиты: высокая степень самообладания, умение использовать для своих целей слабые места других людей, способность убеждать, опираясь на человеческие эмоции, способность применять силу, когда это необходимо.

Если элита неспособна применить одно из последних качеств (убеждение или силу), она сходит социология сцены и уступает место другой элите, способной убедить или применить силу. Отсюда тезис Парето: "История - это кладбище аристократий".

Как правило, между элитой и остальной массой населения постоянно происходит обмен: часть элиты перемещается в низший слой, а наиболее способная часть последней пополняет состав элиты. Процесс обновления высшего слоя Парето называет циркуляцией элит.

Согласно теории Парето, политические революции происходят вследствие того, что замедляется циркуляция элиты. Сущность революции состоит в резкой и насильственной смене состава правящей элиты.

В историческом развитии постоянно наблюдаются циклы подъема и упадка элит. Их чередование, смена - закон существования человеческого общества. Но изменяются не только составы элит; сменяют друг друга, чередуются сами типы элит.

Первый тип элиты, в котором преобладает "инстинкт комбинаций", управляет путем использования убеждения, подкупа, обмана, прямого одурачивания масс. Правящая элита больше заботится о настоящем и меньше - о будущем. Интересы ближайшего будущего господствуют над интересами отдаленного будущего; интересы материальные - над идеальными; интересы индивида - над интересами семьи, нации. Такой тип элиты Парето называет лисами.

С течением времени "инстинкт комбинации" в правящем классе усиливается, в то время как в управляемом классе, напротив, усиливается "инстинкт настойчивости в сохранении агрегатов". Когда это расхождение становится достаточно значительным, происходит революция, и к власти приходит другой тип элиты, для которого характерны агрессивность, упорство, непримиримость, подозрительность к маневрированию и компромиссам. Этот тип элиты Парето называет львами.

В сфере экономики этим двум типам соответствуют категории "спекулянтов" (лисам) и "рантье" (львам), каждая из которых выполняет в обществе полезную функцию. "Спекулянты" часто служат причиной изменений и экономического и социального прогресса, "рантье" составляют мощный фактор стабильности. Общество, в котором исключительно преобладают "рантье", остается неподвижным и склонно к застою и загниванию; общество, в котором доминируют "спекулянты", лишено стабильности и находится в состоянии неустойчивого равновесия, которое легко может быть разрушено изнутри или извне.

2002-2017 KIRDINA.RU
АКТИВНАЯ ССЫЛКА НА САЙТ ОБЯЗАТЕЛЬНА