- Главный тезис социальной философии - "Общественное сознание определяет общественное бытие".
- Наука, мораль и религия - действующие, практические силы, обладающие собственной реальностью и эффективностью.
- Наличие социального пацифизма в социологии.
- Вера и чувство - важные факты человеческой жизнедеятельности.
- Личность - исходный пункт социально - исторического развития.
- Наука - самоцель, средство объяснить мир.
- Изложение системы взглядов - в форме позитивного развертывания в произведениях.
- Возникновение собственной социологии - за счет воспроизведения, последовательного и позитивного развития идей мыслителей - предшественников.
- Деление общества на классы - патрициат(банкиры и предприниматели) и пролетариат.
- Главный социальный институт - мораль и религия.
- Социальная динамика - обнаружение законов социального прогресса.
- Социальное развитие: Консенсусная парадигма - фиксация внимания на сотрудничестве между классами. Движущая сила развития - стремление к единству, согласию, гармонизации.
- Нормальное социальное развитие - преемственность, опора на традиции, отсутствие резких скачков и сдвигов.
- При развитии - основа общества не меняется, изменяется лишь социальная оболочка.
- Традиция - великая, благотворная сила, формирующая общество.
- Социальный прогресс носит мирный, непротиворечивый характер.
- В основе прогресса лежит интеллектуальное и моральное совершенствование.
- Наступающий золотой век - позитивное состояние человечества.
- Способствование наступлению золотого века - посредством проповеди Религии Человечества.
- История Человечества - история развития философских систем.
- Решающая черта каждой системы - адекватная форма развития искусства, экономики, политики, социальной организации.
- Развитие, социальный прогресс - зависит от воли людей, истоки изменения - в формировании социального порядка, стремлении индивидов к гармонии, солидарности, просвещению.
- Отношение к частной собственности - положительное, отрицательное отношение к коммунизму.
- Теоретико-методологическая позиция - позитивизм.
- Стремление к социализму - как стремление к полному растворению индивида в обществе, к всеобщей любви, братству, единству эмоций и духа
- Революция - стремление к <позитивной> революции: к победе науки над схоластикой, ко постановлению ученых как проповедников новой позитивной религии
- Естественный исторический подход к анализу методов социологии. Методы: наблюдение, эксперимент, сравнение, исторический метод.
- Главный путь социальных преобразований - проведение социальных реформ, направленных на изменение межличностных отношений, на интеллектуально-нравственную трансформацию общественного сознания.
|
- Основа научного мировоззрения - философский материализм.
- Материалистическое понимание истории.
- Оба верят в универсальную эволюцию человеческого рода. Оба они - исторические эволюционисты, так как считают, что все общества развиваются согласно определенным историческим законам. Социальный закон - -<внутренняя> , <необходимая> связь между явлениями. Эволюционистская парадигма-вера в то, что все общества в своем развитии рано или поздно проходят одни и те же стадии, этапы, <ступени> общественного прогресса, ведущие от предыстории к <подлинной > истории человечества. По Конту, это теологическая, метафизическая и позитивная стадии, по Марксу - сменяющие друг друга экономические общественные формации.
- В объяснении социологии проводится аналогия между социальным телом и биологическим организмом.
- Взгляд на социальную реальность - исходили из представления о <расширяющейся социальной вселенной> , рассматривая человечество как расширенное до пределов общество. Внесли важный вклад в развитие социальной реальности и тем самым - в онтологическое обоснование социологии как науки.
- Верят, что люди - практические действующие существа, которые сами создают социальные системы, но в определенных социальных и природных условиях, возникающих без их участия.
- Верят, что в социальной политике значителен элемент авторитаризма и будущего тоталитаризма, сторонники активного вмешательства государства в экономику и другие стороны социальной жизни.
- Значительно влияние Сен - Симона на научную деятельность обоих ученых.
- Верят, что задача соц. ученого - исследовать общество на определенной <ступени> его прогрессивного развития.
- Верят в прогресс, то есть считают, что социальная эволюция - это развитие от низшего к высшему, от несовершенного к совершенному.
- Верят в конечное совершенное состояние, в золотой век
- Оба занимаются предсказаниями, пророчествами относительно грядущего состояния.
- Верят в объективную природу социологии как науки, развивающейся по принципам естественной науки
|
- Главный тезис социальной философии - " Общественное бытие определяет общественное сознание".
- Наука, мораль и религия - производительные силы, не обладающие собственной реальностью и эффективностью, так как являются лишь отражением настоящего, подлинного бытия - производственных отношений.
- Отсутствие социального пацифизма в социологии
- Вера и чувство не являются важными факторами, являясь выражением либо рационального начала в человеке, либо отчуждения.
- Личность - результат социально - исторического развития.
- Наука - средство и часть практического революционного преобразования мира.
- Изложение системы взглядов - в форме полемики с оппонентами.
- Возникновение собственной социологии - за счет противопоставления воззрений, возникновения контртезисов и систематической оппозиции мыслителям - предшественникам.
- Деление общества на классы -буржуазия и пролетариат.
- Главный социальный институт - экономика.
- Социальная динамика - исследование социальных изменений, инноваций, революционных преобразований.
- Социальное развитие: Конфликтная парадигма - фиксация внимания на классовом конфликет. Движущая сила развития - противоречия, борьба между противоположными силами и тенденциями.
- Нормальное социальное развитие - постоянный разрыв с прошлым, бурные трансформации и сдвиги.
- При развитии -общество непрерывно меняется в своей основе, а неизменность характеризует лишь внешний, надстроенный слой социальной системы.
- Традиция - своего рода аномалия, более или менее длительный перерыв в неуклонном процессе изменений.
- Социальный прогресс носит противоречивый, конфликтный характер.
- В основе прогресса лежит развитие производительных сил.
- Наступающий золотой век - коммунизм.
- Способствование наступлению золотого века - посредством политико - организационной и революционной деятельности.
- История Человечества - история классовой войны, приводящей к антагонизму между пролетариатом и буржуазией.
- Решающая черта каждой системы - социальная организация системы производства
- Развитие, социальный прогресс - не зависит от воли людей, истоки изменения - в отношении человека к средствам производства.
- Отношение к частной собственности - отрицательное, выступает за равные возможности и равное распределение ее среди людей. Вера в будущее коммунизма
- Теоретико-методологическая позиция - материализм.
- Стремление к социализму - стремление к оптимальной социальной организации системы производства, улучшению условий существования пролетариата.
- Революция - стремление к буржуазной революции, к установлению диктатуры пролетариата.
- Материалистический подход к анализу методов социологии.
- Главный путь социальных преобразований - проведение экономических реформ, направленных на развитие производственных сил и производственных отношений.
|